- О себе
- Наша история
-
Краеведение
- Андрей Боровский: русская одежда как информация о человеке
- Тимоня. Этнографический фильм
- Курский карагод 'Тимоня'
- Лекция Андрея Боровского «Традиционный костюм в круге жизни русского человека»
- Основы теории этногенеза Л.Гумилева
- Классификация этнографических источников
- Что немцу хорошо – русскому смерть
- "Русь песенная, Русь мастеровая" в Воронежской области
- Локальные этногруппы в составе Воронежской области
- Семинар по экспедиционной работе
- Локально-этнические группы в составе южнорусского населения Воронежского края
- Этнические аспекты материальной культурыюго-запада Курской области
- Старые фотографии. Женщины в курских костюмах
- Экспедиционные истории.
- Курские однодворцы. Из неизвестных архивов
- Туризм
-
Наши объединения
- Краеведческое Научное Детское Общество - НАДО
- Этнографический музей-мастерская ДО "Славяне"
- Туристы-многоборцы
- Юные туристы
- Юные судьи туристских соревнований
- Киокушинкай карате-до
- Рукопашный бой
- Грация
- Непоседы
- Самодеятельная песня
- Красно солнышко
- Художественное краеведение
- Краеведческий проект
- Школа юного экскурсовода
- Лепка из глины
- Пластичная глина
- ЭКО-МЫ
- Экология и окружающая среда
-
Методичка
- Всё о дополнительных программах
- Региональная стажировочная площадка КИРО "Социализация и культурная адаптация обучающихся средствами туризма и краеведения"
- я
- Демоверсия аттестационно-педагогических измерительных материалов педагогического работника по должности «педагог дополнительного образования» (включая старшего)
- Демоверсия аттестационно-педагогических измерительных материалов педагогического работника по должности «методист»
- Положение
- Положение
- АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
- Галерея Звезд
Персональный сайт
Немцевой Людмилы Николаевны
Иволгина Лера. От какой земли мы дети.
Этнографические зарисовки из экспедиций
Научный руководитель Немцева Л.Н.
Зарисовка 1. Саморядово.
Архивная запись из экспедиции в с.Саморядово 2004 г. от М. А. И. :
«Какая же это радость, когда папаша, нарочито грозно, гонит из хаты танцевать! А потом целых два часа мать уряжает у праздничные наряды, а бабушка придирчиво осматривает. Ить сегодня танок! На лугу у речки соберётся молодёжь из соседних сёл, придут все, даже старики! А я буду растанцовывать! Это особая честь, ведь не каждая сумеет правильно вывести фигуру из трёхсот парней и девушек да ещё с рушниками… Ну, вот и одели! Хороша!.. Бабушка открывает сундук, не спеша достаёт древний узорный рушник, подаёт мне.
На улице много народу. Большими семьями идут за село. Издали послышалась таношная:
- Ох, да во полюшке липушка,
Ой, да под липкою, под липкой зелён ковёр…
Это из Чёрного Олеха идут. И нам надо зачинать...
Змейка за змейкой стекались на луг олешане, бирюковские, козырёвские. Вон из Махова Колодезя показались! А ведёт их Тимка Бересов: он и первый работник, и танцор первый… Стыдно перед таким опростоволоситься. Ну ничего, наши саморядовские тоже всегда на виду.
- Пошли! Пошли! – закричали самые нетерпеливые.
И пошёл танок!.. Яркие узорные рушники взвились ввысь и поплыли над головами. А за ними, словно живая река, кружились люди. Будя землю каблучками сапожек, мы вступили у первый круг. Сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее двигались танцующие. Вот уже ритм стал такой, что и музыкантов не слышно! А дальше… В каком-то удивительном единении со всей Землёй, со стоящими тесным кольцом по буграм сельчанами, с хатами, с полями и облаками, мы двигаемся в хороводе. Единение! .. Тут снова выбросились к небу, словно птицы, рушники, расправились вширь, потянулись к середине… И огромное, бело-красное, рукотворное солнце закружилось на нашем лугу: пусть Бог смотрит и поможет в тяжёлой работе. А вечером ткала рушник. И узор сложился, как три таношных круга у нас на лугу».
Зарисовка 2. Плёхово.
Архивная запись 1998 г. из экспедиции в с.Плёхово Суджанского района.
"Заб-ны играли свадьбу. За сына Герасима брали Татьяну К-ву. Столетние старушки высыпали на завалинку и вспоминали вчерашний день.
- Сам – весёлый, голосистый. Вон у жнива как запел на поле – побросали всё, слушали. Ни одна девка ему наперекор не вытянет. А сама-то - мастерица редкая. Видела сколько сундуков везли? Ну, то-то!
- А, говорят, вчера три лавки сломали, как танцевали…
- Три? Я слыхала – пять! Хорошая свадьба, ничего не скажешь…
- Глянь, вон уже позывать идут!
Послышалась скрипка, зафьюкали кугикальщины… Какая ж свадьба без «Тимони»?
- Тимоня, Тимонюшка,
Кущирявая галовушка,
А што ш ты ни женисси?
На што ш ты надеишси?
Пёстрая, нарядная толпа плыла по улице. У каждого танцующего на шее красовался рушник. Выхваляясь, показывая всему селу рукоделье молодой, несли приданое.
- Ах, девки нарядныя,
Маи ненаглядныя,
Помадами мажутся,
Красивыми кажутся…-
кружили перед девушками парни.
- Задумал Тимоня жаниться,
Поехал Тимоня в Бялицу
Куда ж табе щерти носили,
Мы ба табе дома жанили!
– наступали девушки.
Шелест шёлковых шубок, мельканье жаровых поясов, золото кукошников и цветы на шляпах парней… Людской поток казался единым живым организмом. Позывальщики скрылись за поворотом, но песню не унесли – весёлый перепляс ещё долго кружил по улицам села. Это Плёхово играло свадьбу»...
Зарисовка 3. Черный Олех
В хате М. А. И. мы видели рушник, предназначенный специально для мужчин, участвующих в церемонии сватанья: пестрядинный, с орнаментом из черно-зеленых мужских фигурок и ритуальную скатерть «на честь»:
«Вот и нагрянули нежданно-негаданно сваты. В хате пять девок – одна не хуже другой. Какую смотреть будут?
Пока дочери носились от стола в сенцы, Илья Кузьмич сидел и размышлял:
- Настасью? Марию? Уже выросли, пора… В хорошую семью почему ж не отдать. А у М-вых достаток, Егор – последний сын, ему в отцовском наследстве жить. Молодая придёт на всё готовое…
Гости уж на пороге. Первым зашёл дед Фёдор– знаток старых законов. Он, как положено, поставил кол с сучком у порога. Слово за слово, и разговор пошёл. Хозяйка незаметно мигнула мужу – стол готов, приглашай в горницу. Илья Кузьмич горд: всё успели дочки. Поверх длинного стола с угощеньем лежал новенький столешник, щедро затканный невиданными красными узорами. Сваты ахнули – красота! Агриппина, средняя дочь, важно, степенно сняла двенадцатиметровую скатерть, прозванную в селе «на честь». По ней судили о женщинах дома - каким мастерством владели. Дед Фёдор начал с поклоном:
- Коль на честь стол, знать и мы честью просим. Ариппине Ильиничне - наше уваженье.
Хозяин с хозяйкой переглянулись: ещё две старшие незамужние, а они про Гриппу…
- Не, наша Гриппа ещё не собрана, ей рано. Ей ещё в куклы играть…
- Уж как в куклы, когда пора, - не унимались сваты»
… Прошло шестьдесят лет с того октябрьского вечера, а Агриппина Ильинична помнит всё: как отец упирался, как мама украдкой плакала, как сватья уговаривала, как Егор смотрел… Только и пожили с ним шесть месяцев, а потом война… Не вернулся Егор с фронта, пропал без вести где-то под Валдаем. Всю жизнь берегла как великую память ту скатерть с узорочьем старинным и рушник, что рукобитье скрепил…
Воспоминания И. Т. В. о традициях в семье бабушки Ванидоры Ч-вой:
«Большая семья собралась в отчем доме. Хлопотали у плиты дочери и невестки, громко смеялись во дворе мужики, сновали туда-сюда правнуки…
Отставленная на сегодня от хозяйства, бабушка всматривалась в родные лица:
- Наконец-то в хате нет тишины, от какой оглохнуть можно. Вот и за столом еле поместились… Есть о чём поговорить, что вспомнить… Помянули родителей… Вспомнили, как в маленькой хате на Троицу вкусно пахло полевыми цветами и соком от кленовых разлапистых веток – ничего краше и праздничней в жизни больше не было… Какой эта детвора вырастет? Вон, по землице всё лето босиком уже не бегают. И в траву высокую не падают, не смотрят в чистое небо и не считают облака… Одно слово – обделённые…
По коленям сидящих за столом раскатился длинный рушник, дабы уберечь костюмы от неожиданных пятен. Его бабушка всегда доставала, когда дети съезжались. Маленький правнук потянулся к ярким узорам.
Бабушка Ванидора остановила взгляд на малыше, подумала и приказала:
- Ольга, достань салфетки с магазина! Собери рушник! Сундук раскрой! Мы малым покажем красоту. Пусть помнят от какой земли они дети»…