с2.jpg

Занятие Гусельниковой Юлии Алексеевны "Кожлянские узоры

55

  3-3   2-2   1-1  44

ТЕМА: «Кожлянские узоры. Роспись игрушки в кожлянском стиле»
Место проведения: МКУДО «Дом детского творчества» г. Курчатов, Курская область
Целевая аудитория: обучающиеся 7-8 лет
Количество участников: 10 человек.

ЦЕЛЬ: Познакомить обучающихся с росписью игрушки простой формы в кожлянком стиле в традициях промысла села Кожля Курчатовского района Курской области
ЗАДАЧИ:
Просветительская:
- популяризация промысла с. Кожля. Курчатовского района Курской области.
Воспитательная:
- способствовать развитию художественного вкуса, патриотических чувств, уважительного отношения к прошлому.
Культурологическая:
- рассказать и показать особенности росписи игрушки-свистульки в кожлянском стиле, семантику цвета и узоров традиционных сюжетов;
Практическая:
- показать технологию росписи игрушки в стиле «кожля»;
- расписать игрушку-свистульку в кожлянском стиле

ОБОРУДОВАНИЕ:
- учебное помещение мастерской д.о. «Пряничный домик»;
- экран, проектор;
- портреты Мастеров промысла;
- корзина с игрушками;
- образцы узоров
ПРЕДМЕТНЫЙ РЯД ЭКСПОНАТОВ:
- глиняные игрушки Мастера О.И.Дериглазовой;
- глиняные игрушки Мастера В.В. Ковкиной;
- глиняная игрушка Л.В.Тимофеевой;
- игрушки из с.Кожля, датируемые примерно 30-ми гг. ХХ в.

МАТЕРИАЛЫ:
- глиняные игрушки-свистульки для росписи;
- пластиковые доски;
- акриловые краски;
- баночки с водой;
- нейлоновые кисти №2, №3;
- раздаточный материал (эскизы для росписи, образцы узоров);

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ:

- изложение знаний в «готовом виде»;
- передача опыта «из рук в руки»;
- добывание знаний путем контакта с предметами;
- наглядность (в т.ч. использование видеоматериалов),
- вопросно-ответная беседа.


ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организация работы

Группу обучающихся посадить за стол. Стол является необходимым пространством «педагог – группа» и местом показа, достаточным, чтобы обучающиеся хорошо рассмотрели и, если есть желание, брали в руки предметы показа.
Здравствуйте! Сегодня мы будем говорить об удивительной игрушке, прославившей наш Курский край.
И я расскажу Вам сказку, а её сказочных персонажей вы создадите сами и заберете с собой домой.
(Поставить на стол корзину с кожлянскими игрушками).

1. Изложение теоретического материала по теме.

Давным-давно в нескольких километрах от города Курчатова в селе Кожля жители села придумали себе разноцветную сказку – игрушечный промысел. Игрушку лепили из белой глины и расписывали яркими красками. Но пришли тяжелые времена и промысел исчез. И только три мастерицы сохранили промысел до наших дней:
Ольга Ивановна Дериглазова,
Ульяна Ивановна Ковкина,
Валентина Венедиктовна Ковкина.
Сегодня каждый из вас научится наносить кожлянские узоры и понимать их смысл.
Семантика символов и цвета в кожлянской игрушке.
Смысл знаков на кожлянской игрушке можно прочитать: их придумали наши предки тысячи лет назад, но сейчас уже забыты. И народные мастера используют их в росписи по закону промысла – «так писали наши матери»…
Мастерицы рассказывали. В промысле есть 3 варианта декора (украшения) игрушки. 1-ый: Используют 2 цвета при росписи: красный (малиновый) и синий, или, красный и зеленый. Красный, значит, красивый!
Если на груди красили красным цветом, то и на спине – красным. По бокам – синий, или зелёный. (Педагог демонстрирует игрушки-свистульки с соответствующим цветом).
2-ой: Если разноцветными точками, то 3-4 цвета, красный – обязательно!
3-ий: Игрушка может быть раскрашена звездочками(6-8 разноцветных лучей).
В росписи кожлянской игрушки используется 4 цвета: красный (малиновый) - красота, фиолетовый (синий) – небо, вода, зеленый жизнь и желтый – солнце, связь неба и земли.
А из чего делали краски?
(Обучающиеся предлагают свои варианты).
Всё брали из природы! Фиолетовый – из ягод терновника, малиновый – ягоды калины, зеленый – разные травы, желтый – трава, одуванчик. В краски обязательно добавляли молоко для сочности, как говорили наши предки, а яйцо – для прочности. Вот и секрет сочных цветов и стойких красок!
На каждой игрушке наши предки изображали различные орнаменты. (Педагог демонстрирует игрушки с различными орнаментами, комментируя их значение).
Ромбы, сетка из ромбов – земля, ловчие сети.
Полосы наклонные – трава.
Полосы, волнистые линии – вертикальные: дождь, горизонтальные: вода земная, река.
Цветные капли – зерна, семена.
Звездочки из восьми лучей – семья, солнце с лучами.

2. Подготовка к практической работе

Я предлагаю вам попробовать вместе со мной нанести узоры на игрушку. Мы сегодня будем расписывать символ Курского края. Я, думаю, вы догадались о ком идёт речь. Курский соловей – самый звонкий, музыкальный символ нашего края.

3. Практическая часть. Работа с эскизами. Роспись игрушки-свистульки

Но сначала потренируемся на плоской форме. Перед вами лежат листочки со знаками росписи и их значением. При помощи тонкой кисти давайте нанесем несколько вариантов узоров. (Педагог раздает материал для тренировки росписи со знаками орнаментов)(№1).
А теперь попробуем нанести узор на плоскую форму соловья. (Педагог раздает шаблоны с изображением соловья) (№2). Нанесите, пожалуйста, понравившийся узор, помня древние традиции нанесения орнамента.
А теперь проследим очередность росписи фигурки соловья. Вы же постарайтесь повторить то, что буду делать я.
Шаг №1
Начинаем роспись игрушки-свистульки с клюва соловья. Для этого используем жёлтый цвет.
Шаг №2
По бокам игрушки (справа и слева) наносим зелёным цветом орнамент «ёлочку», символизирующий жизнь.
Шаг №3
На грудке соловья изображаем ромбическую сетку красным цветом, этот же орнамент повторяем на спине.
Шаг №4
На лапках игрушки-свистульки наносим горизонтальные штрихи жёлтым цветом, как было принято. И вертикальными полосками этого же цвета разграничиваем узоры, расположенные спереди и по бокам изделия.
Роспись игрушки-свистульки соловья в кожлянском стиле завершена.
4. Защита работы

Каждого из вас я прошу поставить свою фигурку соловья – символа Курской земли на демонстрационный стол.
Сейчас вы, как настоящие искусствоведы, попробуете оценить сделанную работу. Я предлагаю каждому из вас высказаться о нашей выставке: расскажите, о своей фигурке, что понравилось у других авторов, укажите на ошибки и неточности. Это необходимо для того, чтобы вы научились понимать и оценивать труд художников, народных мастеров.
Проходит мини-защита работ.
5. Подведение итогов занятия

И сейчас - через века и время – мы обратились через наши работы к нашим предкам - славянам.
Давайте вспомним, как называется игрушечный промысел на Курской земле?
Кто из последних мастеров сохранил традиции в промысле?
Какие 4 основных цвета используют при росписи кожлянской игрушки-свистульки?
Какие орнаменты вы использовали при росписи соловья?
Понравились вам разноцветные игрушки-свистульки?
Тем игрушка ценна, что кусочек земли превратился в удивительное искусство, завещанное предками и наполненное глубоким смыслом.
Мы живем на Курской земле, и должны знать и помнить историю своей Родины, а кожлянская свистулька – уже история, завещанное искусство предков.
Спасибо за внимание. Если у вас есть вопросы, пожалуйста, задавайте.

КОНЕЦ ЗАНЯТИЯ