hudkraev2.jpg

  Статья Львовой Л.С."Анализ ключевых положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012) по дополнительному 
образованию детей и взрослых"

Уважаемые читатели! В данной рубрике Вашему вниманию предлагается цикл материалов, которые могут помочь сориентироваться и разобраться в статьях нового Закона «Об образовании в РФ». В текущем номере представлены анализ ключевых положений Закона; возможная интерпретация Закона в схемах и таблицах; статья о проблемах инклюзивного образования в свете нового Закона. 

Анализ ключевых положений Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» (2012) по дополнительному
образованию детей и взрослых

Львова Лариса Семеновна,
научный сотрудник  ГБНУ Московский институт развития образования, кандидат педагогических наук, почетный работник среднего профессионального образования РФ, 
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., 8(906)727-89-31

С 1 сентября 2013 года вступает в действие Федеральный закон Российской  Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Закон). Для учреждений дополнительного образования детей новизна Закона будет означать значительное обновление действующей системы дополнительного образования. 
В настоящее время система дополнительного образования детей в городе Москве  включает 149 государственных и 14 негосударственных учреждений дополнительного образования детей в системе Департамента образования города Москвы, 140 учреждений в системе Департамента культуры, 85 учреждений в системе Департамента физической культуры и спорта, 141 учреждение в системе Департамента семейной и молодежной политики, 382 муниципальных досуговых клуба по месту жительства... 

Чтение и анализ Закона позволяет увидеть перспективы развития действующей  системы дополнительного образования детей, усиления конкурентоспособности действующих учреждений, программ, объединений. Содержание Закона отражает ключевой момент динамики обновления: действующая система дополнительного образования детей должна быть конкурентоспособной, готовой к инновационным преобразованиям, соответствующим требованиям времени. 
Законом гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с  федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (гл. 1, ст. 5, п. 3). В Законе указано, что в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (гл. 1, ст. 5, п. 4). 
Из этого следует, что реализация права детей и взрослых на бесплатное и доступное  дополнительное образование обеспечивается социально-экономическими условиями регионального уровня. Обязательства по финансированию дополнительного образования 
должны взять на себя бюджеты субъектов Российской Федерации и местного  самоуправления. 
Закон устанавливает понятие и цели дополнительного образования, место  дополнительного образования детей в структуре системы образования РФ, виды, подвиды дополнительного образования, разновидности дополнительных образовательных программ, типы образовательных организаций, в которых реализуются программы дополнительного образования детей, гарантии на доступность дополнительного образования. 
Новое законодательное содержание дополнительного образования определяет  новые векторы развития дополнительного образования детей и взрослых. В Законе дополнительное образование определяется как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в 
интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном  совершенствовании, который не сопровождается повышением уровня образования (гл. 1, ст. 2). Дополнительное образование – единственный в РФ вид образования, который не завершается повышением уровня образования. В дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не устанавливаются (гл. 2, ст. 11), это сфера вариативного содержания образования, развития личности в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями, интересами, особенностями. 
Дополнительное образование занимает важное место в системе непрерывного  образования и структуре образования в РФ и включает в себя подвиды: дополнительное 
образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (гл. 2. ст. 10). Подвид «дополнительное образование детей и взрослых» указывает на то, что дополнительное образование включено в систему непрерывного образования в контексте современной парадигмы обучения на протяжении всей жизни, раздвигает границы возможностей дополнительного образования и снимает возрастные ограничения для обучающихся. Непрерывное образование включает: общее дошкольное образование, 
начальное и основное общее образование, среднее общее образование, среднее  профессиональное образование, высшее образование, дополнительное образование. 
Законом определены цели дополнительного образования детей и взрослых (гл. 10,  ст. 75). Цели и задачи дополнительного образования отражают гуманистическую направленность и вариативность содержания дополнительного образования, которое призвано обеспечить здоровьесбережение, организацию содержательного досуга, формирование культуры, развитие способностей, личностное и профессиональное самоопределение обучающихся – детей и взрослых (схема 1). 

Схема 1. Цели и задачи дополнительного образования детей и взрослых

 Формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых  Адаптация детей в современном обществе
 Укрепление здоровья и организация свободного времени  Профессиональная ориентация
 Цели и задачи пдополнительного образования детей  Удовлетворение индивидуальных в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании  Выявление и поддержка талантливых и способных детей
 Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

 Реализация программ с учетом возрастных

и индивидуальных особенностей детей

 Законе определен новый регламент дополнительных образовательных программ. 
В соответствии с этим положением, в системе дополнительного образования детей и
взрослых реализуются дополнительные общеобразовательные программы, в системе
дополнительного профессионального образования - дополнительные профессиональные
программы (гл. 2, ст. 12). Дополнительные общеобразовательные программы в
соответствии с Законом подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные
программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей,
так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере
искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. К освоению
дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без
предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой
реализуемой образовательной программы. Содержание дополнительных
общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной
программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей
образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных
программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с
федеральными государственными требованиями (гл. 10, ст. 75) (схема 2).

Схема 2. Разновидности дополнительных общеобразовательных программ

 Дополнительные общеразвивающие программы Дополнительные предпрофессиональные программы 

Учреждение дополнительного образования детей в соответствии с новым Законом 
определяется как образовательная организация дополнительного образования. Закон
устанавливает типы образовательных организаций, реализующие дополнительные
образовательные программы, среди которых образовательная организация
дополнительного образования – образовательная организация, осуществляющая в
качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по
дополнительным общеобразовательным программам. Законом определено, что
организации дополнительного образования также могут реализовывать образовательные
программы дошкольного образования и программы профессионального обучения. В
соответствии с Законом, дополнительные общеобразовательные программы могут
реализовываться в дошкольных образовательных организациях (дополнительные
общеразвивающие программы), в общеобразовательных и профессиональных
образовательных организациях (дополнительные общеразвивающие и
предпрофессиональные программы) (гл.2, ст.23)  

8 образования на принципах непрерывности и преемственности этапов профессионального становления личности (гл.11, ст.83, 84). 
Закон устанавливает, что в области искусств, физической культуры и спорта
реализуются дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы.
Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в
целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их
образования, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида
деятельности, и осуществления их подготовки к получению профессионального
образования.
Законом определено, что перечень дополнительных предпрофессиональных
программ в области искусств устанавливается федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
Перечень типов образовательных организаций, в которых могут реализовываться
дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств:
в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских
школах искусств по видам искусств);
в профессиональных образовательных организациях, реализующих
интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные
программы среднего профессионального образования в области искусств;
в образовательных организациях высшего образования.
Законом устанавливается, что освоение дополнительных предпрофессиональных
программ в области искусств завершается итоговой аттестацией обучающихся, форма и
порядок проведения которой устанавливаются федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры
и спорта включают дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные
программы в области физической культуры и спорта (схема 4).

Схема 4. Дополнительные общеобразовательные программы в области
физической культуры и спорта

Дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта Дополнительные  предпрофильные программы в области физической культуры и спорта
Направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физвоспитанияфизкультурно-оздоровительные программы) Направлены на отбор одаренных детей, создание условий для физвоспитания и физразвития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физкультуры и спорта (в т.ч. избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.


Законом устанавливаются федеральные государственные требования к минимуму 
содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных
программ в области искусств, физической культуры и спорта, к срокам обучения по этим
программам, которые определяются федеральными органами исполнительной власти,
осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. 2013. Т. 2. № 2. http://додмск.рф
правовому регулированию в сфере культуры, спорта, по согласованию с федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Указанные федеральные государственные требования в области физической
культуры и спорта должны учитывать требования федеральных стандартов спортивной
подготовки. Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам
в области искусств, физической культуры и спорта проводится на основании результатов
индивидуального отбора на основе выявления индивидуальных способностей и
физических данных. Освоение дополнительных предпрофессиональных программ в
области искусств, физической культуры и спорта завершается итоговой аттестацией
обучающихся, форма и порядок проведения которой устанавливаются федеральными
органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры,
спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-
правовому регулированию в сфере образования. По окончании обучения выдаются
документы об образовании, к которым относятся свидетельство об обучении,
свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области
искусств (гл.6, ст.60) (схема 5).

Схема 5. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных
программ в области искусств, физической культуры и спорта

 Прием детей  Федеральные государственные требования Итоговая аттестация 

 на основании индивидуального отбора, 

на основании выявления индивидуальных

способностей и физических данных

 государственные федеральные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации доп. предпрофильных программ в области искусств, физ. культуры и спорта к срокам обучения по этим программам в соответствии с нормативными актами сооьветствующих министерств  форма и порядок проведения устанавливаются Министерствами культуры, спорта, по согласованию с Министерством образования РФ, выдаются документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении доп. предпрофильных программ в области искусств, физ.культуры и спорта

В Законе установлен порядок обучения по дополнительным общеразвивающим 
образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних
обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных
организациях, профессиональных образовательных организациях. Законом
устанавливается, что в рамках обучения по образовательным программам основного
общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными
общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних
обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к
государственной службе российского казачества, создаются соответствующие
общеобразовательные организации со специальными наименованиями "президентское
кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское
училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус", "кадетская школа", 
"кадетский (морской кадетский) корпус", "казачий кадетский корпус" и
профессиональные образовательные организации со специальным наименованием
"военно-музыкальное училище" (гл.11, ст.86).
Законом определена сетевая форма реализации образовательных программ, которая
распространяется и на дополнительные образовательные программы. Сетевая форма,
согласно Закону, обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной
программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, в том числе иностранных. В сетевой форме реализации
дополнительных общеобразовательных программ могут участвовать научные
организации, физкультурно-спортивные и организации культуры, искусства, и иные
организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения,
предусмотренных соответствующей образовательной программой. Использование сетевой
формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора
между организациями (гл.2, ст.15). Для включения в сетевую форму у образовательной
организации дополнительного образования должна быть концепция и программа
инновационного развития, поскольку сетевая форма должна осуществляться в условиях
четко сформулированных интересов социального партнерства и инновационного
развития. Основываясь на существующей типологии направленностей дополнительных
образовательных программ, можно спрогнозировать новые образовательные сети: научно-технические, физкультурно-спортивные, спортивно-технические, культурологические, эколого-биологические, художественно-эстетические, естественнонаучные, социально-экономические и другие, в которые могут войти научно-производственные объединения, театры, библиотеки, музеи, учреждения спорта и физической культуры, ландшафтные парки и иные организации. 
Закон предусматривает реализацию дополнительных общеобразовательных  программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Под электронным обучением в Законе понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями в законе понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии 
обучающихся и педагогических работников (гл. 2, ст. 16).
Закон устанавливает, что образовательные организации, в том числе реализующие  дополнительные образовательные программы и осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Министерством образования и науки РФ. 
Таким образом, анализ основных положений Федерального закона Российской  Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по  дополнительному образованию детей и взрослых и особенностям реализации дополнительных общеобразовательных программ, позволяет сделать выводы о значимости дополнительного образования как вида образования. Закон расширяет перспективы развития дополнительного образования детей в части развития 
предпрофессиональных программ в области искусств, физической культуры и спорта,
интеграции дополнительных общеразвивающих программ на всех уровнях образования:
от общего дошкольного до среднего профессионального. Закон регламентирует создание
условий дополнительного образования для личностного развития, самоопределения,
развития способностей, интересов и образовательных потребностей детей и взрослых без  ограничений в возрасте на протяжении всей жизни. Дополнительное образование, по оценке А.Г. Асмолова, должно в полной мере стать вариативным образованием, 
определяющим, «зону ближайшего развития в России от традиционной педагогики к
педагогике развития».

Литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
2. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в
России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, 1997, № 9