tur-06.jpg
Ошибка
  • JFile: :copy: Не удается найти или прочитать файл: $http://ds04.infourok.ru/uploads/ex/066f/00007b9e-777fbdf9/hello_html_m33ba8099.gif
  • JFile: :copy: Не удается найти или прочитать файл: $http://ds04.infourok.ru/uploads/ex/066f/00007b9e-777fbdf9/hello_html_7b5a69b8.gif
  • JFile: :copy: Не удается найти или прочитать файл: $http://ds04.infourok.ru/uploads/ex/066f/00007b9e-777fbdf9/hello_html_m33ba8099.gif
  • JFile: :copy: Не удается найти или прочитать файл: $http://ds04.infourok.ru/uploads/ex/066f/00007b9e-777fbdf9/hello_html_7b5a69b8.gif

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОСТАВЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

 

Составитель: ПотемкинаНаталья Эдуардовна, методист МБУ ДО ЖДТ

 г. Улан-Удэ – 2016 г.

 

Введение

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предусматривает изменения в образовательной программе общеобразовательных учреждений, расширение масштабов внеурочной деятельности учащихся.

Современные подходы к организации внеурочной деятельности учащихся, представленные в проекте нового поколения образовательных стандартов, предусматривают создание условий для формирования ключевых компетенции, универсальных учебных действий; проектирование образовательной среды, обеспечивающей развитие интересов, способностей и склонностей обучающихся. Значимость программ внеурочной деятельности для воспитания, социализации учащихся, развития их общей культуры, индивидуальных способностей поддержана в Государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годах», в президентской инициативе «Наша новая школа». Подготовка учащихся к организации досуговой деятельности, несомненно, является фактором их социализации, и в этой связи значимым направлением внеурочной работы общеобразовательного учреждения становится реализация проектов и программ, формирующих навыки продуктивной организации свободного времени, опыт освоения культурно-образовательного пространства.

Внеурочная деятельность как элемент основной образовательной программы предполагает интеграцию основного и дополнительного образования (по целям, содержанию, технологиям, различным видам образовательных результатов). Продуктивными возможностями, обеспечивающими такую интеграцию, обладают проектный и программно-целевой подходы. Освоение проектного и программно-целевого подходов к организации образовательного процесса позволяет создать условия для достижения таких актуальных для современного образования результатов, как функциональная грамотность и компетентность в организации различных видов деятельности.

Требуются программы разных уровней освоения содержания предметной деятельности (ознакомительные, базовые, углубленного, профильного уровней, учебно-исследовательские), взаимодействующие с другими программами (комплексные, интегрированные), долгосрочные, отражающие разные объемно-территориальные особенности.

На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. за № 1008 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразвательным программам»,Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) – Письмо МинОбриН Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. за № 09-3242, настоящим локальным нормативным актом.

Содержание и материал программы дополнительного образования детей должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:

  1. «Стартовый уровень» (ознакомительный). Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.

  2. «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

  3. «Продвинутый уровень» (углубленный). Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.

Каждый участник программы должен иметь право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной готовности участника (где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня).

Каждый из трёх уровней должен предполагать универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизиологическох особенностей.

Данные методические рекомендации призваны оказать помощь педагогам дополнительного образования, коллективам в создании, образовательной программы: авторской, адаптированной и др. Они отвечают на вопросы: что такое образовательная программа, каковы к ней требования, классификация образовательных программ ДО, уровни программ, помогут избежать типичных ошибок в программировании. В методических рекомендациях приведены варианты структурных элементов авторских программ, дан список литературы, который поможет в создании нового поколения образовательных программ для учреждения дополнительного образования детей.

 

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В СИСТЕМЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

Целостная общеобразовательная программа - это нормативный документ, определяющий цели и ценности образования в ДО; учебный план, описание педагогических технологий, применяемых при осуществлении общеобразовательной программы (педагогические технологии понимаются как описание процесса достижения планируемых результатов обучения и как совокупность методов обучения), педагогический мониторинг (систему оценки, учета, контроля, диагностических методик), обеспечивающих обоснование для коррекции; материальные и финансовые ресурсы, необходимые при реализации программы.

Любая образовательная программа должна содержать: гипотезу и концептуальное ее обоснование; цель, задачи и ожидаемые результаты; способы диагностики результатов на промежуточных и конечных этапах; разработанный в логике замысла учебно-тематический план с кратким, но убедительным описанием содержания занятий, характера заданий, форм организации образовательной деятельности; описание методики, способов и средств достижения программной цели; отработанный аспект обеспечения необходимыми ресурсами (материальными, техническими, кадровыми и пр.)

Современный уровень образовательной программы предполагает: соответствие современному состоянию науки; направленность на развитие природных особенностей и способностей ребенка, его интеллектуальной и эмоциональной сферы жизнедеятельности, его социальной адаптации; установку на восприятие целостного образа мира, функциональной грамотности; психолого-педагогическое обоснование целей, задач и проектирование учебно-воспитательного процесса; основные дидактические средства, обеспечение литературой и методическими пособиями.

 

1.Структура программы дополнительного образования детей

 

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебный план.

4. Календарный учебный график.

5. Содержание учебного плана.

6.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

7. Список литературы.

 

2.Оформление и содержание структурных элементов программы

дополнительного образования детей.

 

На титульном листе рекомендуется указывать:

- наименование образовательного учреждения;

- где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;

- название дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;

- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа;

- срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;

- Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;

- название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;

- год разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

В пояснительной записке к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе следует раскрыть:

- направленность дополнительной образовательной программы;

- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

- цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (образовательный, воспитательные, развивающие);

- отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих образовательных программ;

- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы;

- сроки реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

- формы и режим занятий;

- ожидаемые результаты и способы определения их результативности (личностные, метапредметные, предметные);

- формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы может содержать:

- перечень разделов, тем;

- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

Список использованной литературы.

 

 

2.1. Направленность программы

 

Требования к содержанию и оформлению дополнительных общеобразовательных программ предлагают следующий перечень направленностей:

1. Художественная – направлена на развитие художественно- эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

2. Техническая – направлена на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества (сфера деятельности «человек - машина»).

3. Физкультурно-спортивная – направлена на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.

4. Естественнонаучная – направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек- природа» или окружающий мир), реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции.

5. Социально-педагогическая – направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности «человек- общество», «человек-человек»), формирование педагогических навыков.

6. Туристско-краеведческая – направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края, экскурсионная, музейная, архивная и экспедиционная работа. Название дополнительной общеобразовательной программы, ее цели, задачи и содержание должны соответствовать одной из вышеперечисленных направленностей.

 

2.2. Новизна

Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает:

новое решение проблем дополнительного образования;

новые методики преподавания;

новые педагогические технологии в проведении занятий;

- нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

Пример: 1. Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств перед работой направленной на освоение предметного содержания.

2. Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Как вести за собой» основана на комплексном подходе к подготовке обучающегося «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами.

3.5. Актуальность программы – это ответ на вопрос, зачем обучающимся в современных условиях нужна данная конкретная программа. Актуальность может базироваться: на анализе социальных проблем; на материалах научных исследований; на анализе педагогического опыта; на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги; на современных требованиях модернизации системы образования; на потенциале образовательной организации; на социальном заказе муниципального образования и других факторах.

Пример: 1. Актуальность предлагаемой дополнительной общеобразовательной программы определяется запросом со стороны обучающихся на программы художественного развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которого, в реалиях спального района, имеются только на базе Дома творчества.

2. В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами общественных объединений. Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров – организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества.

3. Развитие творческих, коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в весьма уязвимом подростковом возрасте, что повышает и самооценку обучающегося, и его оценку в глазах окружающих.

 

2.3. Цель и задачидополнительной общеобразовательной программы.

Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить. Цель – это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени. Сформулировать цели нужно максимально полно, четко, конкретно и логически корректно, что поможет с определением стратегии и тактики образовательного процесса. Результаты достижения цели должны быть измеримы. Описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности обучающихся и отражать развитие их личностных качеств, а также общих и специальных способностей.

Цели могут быть направлены:

на развитие обучающегося в целом;

на развитие определенных способностей обучающегося;

на обеспечение каждому обучающемуся требуемого уровня образования;

на формирование у каждого обучающегося умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;

на воспитание обучающихся в соответствии с высокими моральными ценностями;

на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно-ценных личностных качеств;

- обеспечение гармоничного эстетического и физического развития;

- выработку навыков здорового образа жизни;

на обучение обучающихся трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективному взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры и пр.

Для написания формулировки цели педагог может использовать существительные и глаголы: создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование и др.

Пример: 1. Формирование духовно богатой, высоконравственной личности, владеющей русской народной творческой манерой исполнения

2. Формирование личности с широким эстетическим кругозором, воспитание общей культуры, привитие обучающимся этических и...

3. Эстетическое воспитание и формирование высоких духовных качеств юного поколения средствами вокального искусства.

4. Формирование нравственной и творческой личности через овладение русской народной манерой исполнения песенного репертуара Задача – это то, что требует выполнения, разрешения.

Задачи программы – это пути, способы поэтапного достижения цели, т.е. тактика педагогических действий. Желательно при написании дополнительной общеобразовательной программы особое внимание уделить воспитательным задачам.

Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы:

обучающие задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;

развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;

- воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.

Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы:

Глаголы - способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, сформировать, обучить, обеспечить, поддержать, расширить, познакомить, предоставить возможность; Существительные - помощь, развитие, приобщение, воспитание, формирование, обучение, обеспечение, поддержка, расширение, знакомство, предоставление возможности

Пример.Воспитательные задачи: 1. Сформировать гражданскую позицию, патриотизм. 2. Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности. 3. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.). 4. Воспитать и развить художественный вкус и уважение к литературе и чтению. 5. Приобщить обучающегося к здоровому образу жизни и гармонии тела.

Развивающие задачи: 1. Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д. 2. Развитие артистических, эмоциональных качеств у обучающихся средствами вокальных занятий. 3. Развитие артистических способностей. 4. Развитие координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости. 5. Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии через этюды, шарады, упражнения. 6. Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.

Обучающие задачи: 1. Способствовать овладению обучающимися русской народной певческой манерой исполнения. 2. Обучить навыкам танцевального мастерства. 3. Формировать музыкально-ритмические навыки. 4. Научить правильному дыханию. 5. Сформировать начальные навыки актерского мастерства. 6. Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам хореографии.

2.4. Возраст обучающихся.

В этом подразделе желательно поместить следующую информацию:

для какой категории обучающихся предназначена программа, степень предварительной подготовки и уровень базового образования;

уровень формирования интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье и половая принадлежность обучающихся и т.д.;

какому возрасту обучающихся адресована программа (диапазон, который охватывает возраст обучающихся от начала до окончания срока обучения), краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, занимающихся по программе;

наполняемость групп (количество обучающихся в каждой учебной группе определяется в соответствии с уставом образовательной организации, санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности и региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования);

предполагаемый состав групп (одного или разных возрастов);

условия приема обучающихся (в том числе могут быть указаны условия дополнительного набора обучающихся в коллектив на вакантные места, на второй, третий и другие годы обучения), система набора на основании результатов тестирования, прослушивания, собеседования, просмотра работ, наличия базовых знаний в определенной области и т.д.

Пример. 1. Программа адресована подросткам 14-17 лет. Обучающиеся, поступающие на программу, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам обучающиеся первого года обучения могут быть зачислены в группу общекультурного, углубленного или профессионально- ориентированного уровня освоения программы. Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора обучающихся в коллектив: принимаются все желающие.

Наполняемость в группах составляет: первый год обучения – 15 человек; второй год обучения – 12 человек; третий год обучения – 10 человек. Уменьшение числа обучающихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.

2. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы 7-10 лет, 11-14 лет, 15-18 лет. Условия набора обучающихся в коллектив: на основании прослушивания.

2.5. Сроки реализации.

В данном подразделе рекомендуется поместить следующую информацию:

временные границы, на сколько лет рассчитана программа, ее продолжительность;

этапы образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе;

количество часов на каждый год. Допускается вариативность продолжительности курса на любом году обучения, которую необходимо обосновать и перечислить все предлагаемые варианты.

Пример. 1. Программа рассчитана на 4 года обучения.

1 год обучения –72 часа; 2 год обучения – 108 часов; 3 год обучения – 144 часа; 4 год обучения – 216 часов.

2. Программа рассчитана на 3 года обучения по 144 часа в год. На полное освоение программы требуется 432 часа, включая индивидуальные консультации, экскурсоводческие практикумы, тренинги, посещение экскурсий.

3. Программа рассчитана на 1 год обучения – 144, 108, или 72 часа в зависимости от психологической готовности к обучению, физического, интеллектуального уровня готовности обучающихся к освоению дополнительной общеобразовательной программы и др. Психологическая готовность и уровень готовности обучающихся к освоению дополнительной общеобразовательной программы определяются по результатам тестирования при наборе.

 

2.6. Формы занятий

Возможные формы организации деятельности обучающихся на занятии: индивидуальная, групповая, фронтальная, индивидуально- групповая, ансамблевая, оркестровая работа по подгруппам (по звеньям).

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: словесные, наглядные, практические: устное изложение, беседа, объяснение, анализ структуры музыкального произведения, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения, Тренинг, вокальные упражнения, анализ текста, тренировочные упражнения, работа по образцу, лабораторные работы.

 

2.7.Учебный план

Учебный план оформляется в виде таблицы, которая включает:

перечень разделов, тем;

количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.

В учебном плане обозначаются основные разделы и темы, его не надо превращать в поурочное планирование. Также в учебном плане необходимо закладывать часы:

на комплектование группы первого года обучения;

на вводное занятие (введение в программу);

концертную, выставочную или соревновательную деятельность;

мероприятия воспитывающего и познавательного характера;

итоговое занятие, отчетное мероприятие.

Расчет количества часов в учебном плане ведется на одну учебную группу (или на одного обучающегося, если это группа индивидуального обучения). В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах «Всего», «Теория», «Практика». Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности. Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается напродолжительность учебного года, которая составляет 36 недель.

 

 

Таблица 1.Оформление учебного плана

 

 

 

 

 

ИТОГО:

 

 

 

 

 

Иной расчет часов в учебном плане необходимо обосновать. Учебный план должен составляться на каждый год обучения и отражать его особенности. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в дополнительном образовании практическая деятельность обучающихся на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 60 % на 40%. Для того чтобы распределить количество часов на каждый раздел, необходимо знать количество часов всего курса в год. Родительские собрания – в учебный план не включаются.

В графе «ИТОГО» суммируется количество часов теоретических и практических занятий.Итоговое количество часов в год зависит от количества и продолжительности занятий в неделю (из расчета 36 учебных недель в году):

- по 1 часу в неделю -36 часов в год;

- по 2 часа в неделю – 72 часа в год;

- по 3 часа в неделю – 108 часов в год;

- по 4 часа в неделю – 144 часа в год;

- по 5 часов в неделю – 180 часов в год;

- по 6 часов в неделю – 216 часов в год…

Количество часов курса в год можно рассчитать по формуле:

Количество часов в неделю с одной группой 

*

Количество учебных недель в году

=

Количество часов курса в год

Всего в учебном году 36 учебных недель, значит, если количество часов с одной группой в неделю составляет 6 ч., то в год количество часов будет равняться 216 ч. (36*6=216).

!!! Если программа рассчитана на несколько лет обучения, учебно-тематический план составляется на каждый год. Если тематика курса для каждой группы разная, учебно-тематический план составляется отдельно для каждой группы.

    1. Содержание базовых тем программы

Содержание базовых (основных) тем программы раскрывается (без указания часов) в именительном падеже через краткое описание разделов и тем внутри этих разделов. В содержании программы необходимо указать: название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами учебного плана); телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики); указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность каждой экскурсии, игры, мероприятия и др.обучающихся на занятии; 14 при включении в дополнительную общеобразовательную программу экскурсий, игровых занятий, досуговых и массовых мероприятий, в содержании указывается тема и место проведениякаждой экскурсии, игры, мероприятия и др.

Таблица 2. Оформление содержания учебно-тематического плана (пример)

Раздел

 

  1. Батик

Тема

5.1. Холодный батик

Теория

Технология холодного батика. Характерные особенности. Техника безопасности работы с резервирующим составом. Роспись декоративного панно на тему «Геометрический орнамент». Ахроматические и хроматические цвета. Ознакомление с различными геометрическими и растительными орнаментами и их характерными признаками.

Практика

Выполнить роспись в техники холодного батика на тему: «Геометрический орнамент» с учетом линейности и замкнутости контура цветовых участков

 

    1. Календарный учебный график

 

Календарный учебный график - это составная часть образовательной программы, определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе и составляется для каждой группы (ФЗ № 273, ст.2, п.92; ст. 47, п.5).

Таблица 3. Оформление календарного учебного графика

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методическое обеспечение программы

 

В данном разделе указывается (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5):

обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

формы проведения занятий при реализации программы;

авторские методики проведения занятий; рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

условия реализации программы;

дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

Методическое сопровождение учебной работы педагога:

методика мониторинга усвоения обучающимися учебного материала;

методика диагностики (стимулирования) творческой активности обучающихся;

авторские методики проведения занятия по конкретной теме;

методы обновления содержания образовательного процесса; воспитательной работы педагога: методика формирования коллектива;

методика выявления неформального лидера в коллективе;

методика организации воспитательной работы;

Работы педагога по организации учебного процесса:

методика комплектования учебной группы;

методика анализа результатов деятельности;

методика организации и проведения массового мероприятия (выставки, конкурса, соревнования, праздника, игровой программы);

сценарный план проведения «Дня открытых дверей» и т.п.

Виды методической продукции:

методическое руководство, методическое описание, методические рекомендации, методические указания, методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция;

аннотация, бюллетень, информационно-методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др.

Виды дидактических материалов. Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:

естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, чучела, машины и их части и т.п.);

объёмный (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, образцы изделий);

схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, выкройки, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.);

картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.);

звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);

смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);

дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);

обучающие прикладные программы в электронном виде (CD, DVD, флешки);

учебники, учебные пособия, журналы, книги;

тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр. Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебным планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями обучающихся, уровнем их развития и способностями.

Методическое обеспечение программы может быть представлено в виде таблицы:

Таблица 4. Оформление методического обеспечения программы

п/п)

Название темы (базовые разделы

Форма проведения занятий

Методы и приемы проведения занятий

Дидактические материалы, техническая оснащенность

Форма подведения итогов

 

 

 

 

 

 

 

2.11. Кадровое обеспечение реализации программы

Данный подраздел не является обязательным и составляется для интегрированных и комплексных дополнительных общеобразовательных программ, а также, если для реализации дополнительной общеобразовательной программы необходимы педагоги дополнительного образования разных направлений или другие специалисты: концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, лаборант, электронщик, системный администратор и т.п. Тогда следует указать направления работы педагогов дополнительного образования, должности и обязанности других специалистов, а также требования к их образованию и квалификации.

 

2.12. Материально-техническое обеспечение

В данном разделе должны быть указаны все необходимые составляющие реализации программы:

сведения о помещении, в котором проводятся занятия, (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале, и т.п.);

сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.);

перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);

перечень оборудования, необходимого для проведения занятий (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.);

перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, графо-, эпи-, диа-, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т.п.);

перечень технических, графических, чертёжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.;

перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.;

учебный комплект на каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);

требования к специальной одежде учащихся (спортивной форме, одежде для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.).

 

2.13. Список литературы.

Перечень указанной литературы должен отражать уровень и широту теоретической подготовленности педагога в данной области. Хорошим тоном считается, если 80% источников не старее 5-6 прошлых лет. То есть, если сейчас 2016 год, то литература не должна быть старше 2010 года. Исключение составляет редкая литература и источники, которые не переиздавались. Список литературы оформляется в алфавитном порядке и нумеруется. В комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе целесообразно составлять списки литературы к дополнительной общеобразовательной программе каждого курса, предмета, модуля.

 

Пример оформления различных источников

 

Нормативные документы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»//Российская газета. № 5979. 31.12.2012 г.

2. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республики Бурятия» // Народный Хурал Республики Бурятия – 2013.

3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» // Российская газета. № 6498. 03.10.2014.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» // Российская газета. № 6255.11.12.2013.

5. Концепция развития дополнительного образования детей // Распоряжение Правительства РФ. - № 1726-р. 04.09.2014.

Книги

Фамилия И.О. Название издания / И.О. Фамилия. – Место издания: Издательство, год. – количество страниц.

1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / В.П. Голованов. – М.: Владос, 2014. – 239 с.

2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб: КАРО, 2011. – 368 с. Сборники

3. Дополнительное образование обучающихся: сборник авторских программ / ред. сост. З.И. Невдахина. – Вып. 3. – М.: Народное образование, 2010. – 416 с.

Статьи из сборников

Фамилия И.О. название статьи (раздела) // Название сборника. – Место, год. – номера страниц.

1. Бартенева М.И. К вопросу планировки и застройки Петербурга // Проблемы русской и зарубежной архитектуры. – Л., 1988. – с.3-14. 2. Кириков Б.М. Петербургский модерн: Заметки об архитектуре // Панорама искусств. – М., 1987. – Вып. 10. – с. 99-148.

Статьи из журналов

Фамилия И.О. Название статьи // Название журнала. – год. – № жур- нала. – номера страниц.

1. Горский В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования обучающихся // Дополнительное образование. – 2001, № 1. – с.30-31.

2. Строкова Т.А. Мониторинг качества образования школьника // Педагогика. – 2003, № 7. – с.61-66.

Электронные ресурсы

Ссылка на сайт в целом:

  1. Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова: [Электронный ресурс]. М., 1997-2012. URL: http://www.msu.ru. (Дата обращения: 18.02.2012). Ссылка на web-страницу:

  2. Информация для поступающих: [Электронный ресурс] // Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова. М., 1997-2012. URL: http://www.msu.ru/entrance/. (Дата обращения: 18.02.2012). Ссылка на on-line-журнал:

  3. Секретарь-референт. 2011. №7: [Электронный ресурс]. URL: http://www.profiz.ru/sr/7_2011. (Дата обращения: 18.02.2012). Ссылка на on-line-статью: 4. Каменева Е.М. Формы регистрации документов: // Секретарь- референт. 2011. № 7. URL: http://www.profiz.ru/sr/7_2011/ formy_registracii_dokov. (Датаобращения: 18.02.2012).

Ссылка на on-line-книгу:

1. Степанов В. Интернет в профессиональной информационной деятельности: [Электронный ресурс]. 2002-2006. URL: http://textbook.vadimstepanov.ru. (Дата обращения: 18.02.2012).

 

2.14. Приложения к программе

К программе могут быть добавлены приложения различного характера:

иллюстративный материал по тематике занятий;

словарь специальных терминов с пояснениями;

контрольные вопросы и задания; конспекты, описание занятий;

технологические карты;

готовые изделия, образцы;

условия набора обучающихся в коллектив;

условия прослушивания;

материалы тестирования;

памятки для родителей;

методические разработки для организации индивидуальной работы с обучающимися;

сценарии творческих мероприятий;

диагностические материалы;

видео- и аудиозаписи, фотоматериалы;

электронные ресурсы и др.

Приложение 1.

Образец титульного листа общеобразовательной программы

 

Комитет по образованию г. Улан-Удэ Республики Бурятия

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом творчества Железнодорожного района г. Улан-Удэ»

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программахудожественной направленности

«Рукодельница»

Возраст обучающихся: 7-12 лет

Срок реализации: 3 года

 

 

Автор-составитель:

ФИО педагога,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

г. Улан-Удэ, 2016

Приложение 2.

 

Паспорт ОП ДОД

Паспорт общеобразовательной программы размещается либо после титульного листа, либо в пояснительной записке по следующей таблице:

 

Паспортные данные ОП ДОД

 

технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической

(выбрать направленности характеризующие ОП ДОД)

3.

Тип ОП ДОД

 

общая

Частная (локальная)

индивидуальная

4. Вид ОП ДОД по:

4.1 Степень авторского вклада

типовая, адаптированная, экспериментальная, авторская

4.2 Объемам освоения содержания

предметная, интегрированная, комплексная

4.3 Особенностям организации педагогической деятельности

модульная, сквозная (другое)

4.4 Степени усложнения теоретического материала

познавательная, специализированная, исследовательская

4.5 Количеству организации детей в детских объединениях

фронтальная

рассчитана на работу с группами (подгруппами)

индивидуальная

4.6 Срокам реализации программы

краткосрочная, среднесрочная, долгосрочная

4.7

Масштабу реализации программы (уровням освоения содержания и пределами образовательного учреждения)

Районная (или муниципальная), городская (или муниципальная), окружная, областная (региональная), федеральная, межрегиональная, международная

Программа реализуется в ОУ ДОД (ООУ) ___________ района (города, области)

4.8 Особенностям контингента обучающихся

Для одаренных детей, корректирующая и др.

4.9 Уровням организации творческой деятельности обучающихся

Репродуктивная, репродуктивно-творческая, эвристическая

4.10 Степени реализации программы

- частично реализованная программа

- в основном реализованная программа

- полностью реализованная программа

 

Приложение 3.

СанПиН 2.4.4.3172-14

Рекомендуемый режим занятий детей в организациях дополнительного образования

СанПиН 2.4.4.3172-14VIII. Требования к режиму деятельности детей

8.1. Режим учебно-воспитательного процесса (расписание занятий) должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение.

8.2. Расписание занятий в учреждениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательных учреждениях и поэтому необходимо соблюдение следующих гигиенических требований:

8.2.1. При зачислении в объединение каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься в группах дополнительного образования по избранному профилю.

8.2.2. Посещение ребенком занятий более чем в 2 объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более 2 раз в неделю.

8.2.3. Между занятиями в общеобразовательном учреждении (независимо от обучения) и посещением учреждения дополнительного образования детей должен быть перерыв для отдыха не менее часа.

8.2.4. Начало занятий в учреждениях дополнительного образования должно быть не ранее 8.00 ч, а их окончание - не позднее 20.00 ч.

8.2.5. Занятия детей в учреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая воскресные и каникулы.

8.2.6. Продолжительность занятий детей в учреждениях дополнительного образования в учебные дни, как правило, не должна превышать 1,5 часа в#, в выходные и каникулярные дни - 3 часа. После 30 - 45 мин занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин для отдыха детей и проветривания помещений. Продолжительность каждого занятия и длительность отдельных видов деятельности приведены в Приложении 3.

Занятия с использованием компьютерной техники проводят в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.

8.3. В учреждениях дополнительного образования детей при наличии двух смен занятий, в середине дня необходимо устраивать 1 - 2-часовой перерыв между сменами для уборки и сквозного проветривания помещений.

8.4. При привлечении школьников среднего и старшего возрастов к трудовой деятельности режим дня должен организовываться в соответствии с санитарными правилами по содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха и гигиенических критериев допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков.

Рекомендуемый режим занятий детей в объединениях различного профиля

* продолжительность занятий от 30 до 45 минут с обязательным 10 минутным перерывом между ними для отдыха детей и проветривания помещений;

** в числителе - индивидуальные занятия, в знаменателе - групповые;

*** младшая группа первого года обучения.

hello_html_m33ba8099.gifhello_html_7b5a69b8.gif